Как устроена пресс-служба «Шелкового пути»: закулисье гонки в цифрах и фактах
34 видеокамеры, почти 2,5 терабайта фотографий и свыше восьми часов интервью — таковы итоги информационного сопровождения 15-го издания ралли-марафона «Шелковый путь».
Международное ралли «Шелковый путь» — одно из крупнейших состязаний в мировом автомотоспорте. Менее чем за две недели участники преодолевают несколько тысяч километров экстремального бездорожья, а маршрут гонки традиционно соединяет разные народы и страны. В 2025 году ралли-марафон «Шелковый путь» прошёл по территориям Российской Федерации и Монголии, бивуаки гонки располагались в семи городах, включая Байкальск, Улан-Удэ и Улан-Батор, а также более удалённые Баянхонгор, Ховд, Алтай и Кош-Агач. В общей сложности в рамках 15-го издания участники преодолели 4 811,58 километров.
Для полноценного освещения столь масштабного события необходима слаженная и многоуровневая работа пресс-службы. Из этого материала вы узнаете, как устроено информационное сопровождение гонки.
Подготовка: от разведки трассы до планирования работы СМИ
Подготовка к ралли-рейду начинается с реконессанса — разведки трассы и написания дорожной книги. И уже на этой стадии организации ралли продумываются места работы СМИ вблизи спортивной трассы: необходимо заранее подобрать возможные точки для съёмки, причём таким образом, чтобы у фотографов и видеооператоров была возможность сделать яркий материал, не подвергая свою работу ненужному риску.
Поскольку некоторые точки находятся в непосредственной близости или с доездом по спортивной трассе, доступ к ним возможен лишь на специально подготовленных автомобилях медиа — внедорожниках с каркасом безопасности, который защитит водителя и экипаж в случае внештатной ситуации. Перемещения экипажей журналистов, так называемых пресс-каров, на протяжении всей гонки координируются пресс-службой: расчёт времени в дороге, маршрут до точки, подготовка воды и сухих пайков в дорогу — весь механизм за годы проведения ралли отработан как часы.
Автомобили медиа: работа в поле
Всего в работе пресс-службы в дни проведения 15-го издания ралли «Шелковый путь» были задействованы шесть автомобилей: три из них оборудованы каркасом безопасности, а другие три использовались для движения аккредитованных журналистов по сервисному маршруту. В 2025 году официальная фотослужба ралли «Шелковый путь» работала в сокращённом составе, тем не менее штатные фотографы дирекции сделали в общей сложности 121 284 снимка объёмом 2,48 терабайта. Часть из них фотографы отправляли в пресс-центр прямо с трасс — из пустынь, гор и степей, по которым проходила гонка.
Телевизионная картинка: «глаза» ралли
Группа видеопроизводства ралли-марафона «Шелковый путь», кроме автомобилей, также задействует воздушный транспорт — над караваном участников в постоянном режиме курсирует телевизионный вертолёт, с которого ведётся съёмка. Позже эти материалы вместе с отснятыми с земли кадрами оперативно направляются в телестудию ралли, где видео монтируется и озвучивается, ежедневно превращаясь в подробный рассказ о главных событиях каждого гоночного этапа. В тот же день эти видео доступны болельщикам и телекомпаниям всего мира. В 2025 году на телевизионном вертолёте были задействованы 2 камеры, ещё 9 профессиональных операторов снимали гонку с земли. Кроме того, были использованы 23 экшн-камеры. Таким образом, «глазами» пресс-службы в 2025 году были 34 видеокамеры.
Пресс-центр: сердце информационного сопровождения
Основной массив данных фотографы пресс-службы и сотрудники аккредитованных СМИ обрабатывают в пресс-центре. В зависимости от характера бивуака, он может располагаться как в стационарных зданиях, так и в палатке на открытой местности, но неизменно рядом с участниками гонки — её главными действующими лицами. Пресс-центр ралли «Шелковый путь» рассчитан на несколько десятков посадочных мест и оснащён доступом к сети интернет, которую обеспечивают наземные и воздушные средства связи. Через развёрнутые на бивуаках гонки сети Wi-Fi за все дни было передано 2 108 гигабайт входящего и 3 670 гигабайт исходящего трафика.
Мобильный пресс-офис — передвижной информационный центр
Особая роль в информационном сопровождении ралли отведена группе пресс-офиса, которая обрабатывает данные о ходе борьбы на спецучастках и фиксирует впечатления спортсменов на финишах этапов. Всю эту информацию болельщики и журналисты, не находящиеся непосредственно на местах, могут найти на официальном сайте ралли в виде текстовой «живой» трансляции.
Для удобной работы во время перемещения между бивуаками использовался кроссовер JAC JS3, предоставленный компанией JAC Motors. Машина своим ходом добралась из Москвы до Иркутска, прошла маршрут гонки бок о бок с караваном ралли и вернулась обратно в столицу России — всего 13 000 километров. Специальной подготовки к ралли-марафону автомобиль не проходил, перед выездом было выполнено стандартное техобслуживание. А непосредственно для работы пресс-службы в него установили автомобильную рацию и мобильную точку доступа в интернет.
Во время гоночных дней мобильный пресс-офис выезжал на каждый новый бивуак вместе со стартом первых участников. Пока экипажи преодолевали спецучасток, пресс-офис JAC JS3 двигался параллельно им по маршруту автомобилей сервиса. Вся информация с трассы, поступающая в штаб гонки по каналу безопасности, доступна благодаря курсирующим в небе самолётам с ретрансляторами на борту. Они покрывают зоной связи всю дистанцию этапа от старта до финиша. Сотрудники и руководитель пресс-службы благодаря радиообмену точно знают, что происходит с экипажами по ходу спецучастков, и оперативно координируют свою работу, чтобы болельщики и журналисты получали новости с трассы в реальном времени.
Интервью и эмоции с трассы
В мобильный пресс-офис стекается вся информация о ходе гонки и комментарии участников, как говорится, «прямо с колёс», включая блиц-интервью, которые сотрудники пресс-службы ежедневно берут у спортсменов на финишах спецучастков — в тот момент, когда эмоции наиболее ярки, а подробности прошедшего этапа наиболее свежи в памяти. Комментарии участников и фотозарисовки публиковались в текстовой трансляции на официальном сайте гонки на двух языках (русском и английском) сразу после финиша спецучастка, позднее они включались в новости, пресс-релизы и распространялись по мировым СМИ. За 11 дней гонки 2025 года сотрудники пресс-службы ралли взяли 421 интервью общей продолжительностью 8 часов 35 минут.
Архив документов гонки
Самое полное собрание информации и официальных документов дирекции ралли «Шелковый путь» находится на официальном сайте гонки www.silkwayrally.com. Так, в ходе 15-го издания Проекта туда были загружены 454 документа общим объёмом 1,3 гигабайта.
За дни соревнования в рамках пресс-релизов и новостных сообщений пресс-служба «Шелкового пути» опубликовала тексты объёмом 149 535 знаков, расшифровка блиц-интервью и переводы публикаций для англоязычной аудитории составили 516 062 знака.
Пресс-служба — часть марафона
Медиаосвещение столь крупного события, как Международное ралли «Шелковый путь», требует сложнейшей структуры, которая обеспечивает создание всех форм контента — от планирования логистики к местам съёмки до выпуска финального продукта. Благодаря этой системе тщательно документируется и становится доступной в любой точке мира хроника каждого издания Проекта.
Каждое издание «Шелкового пути» — это одна маленькая жизнь, которую участники, организаторы и болельщики проживают в течение ралли-марафона. Пресс-служба фиксирует её день за днём, превращая события гонки в историю одного из крупнейших автоспортивных состязаний мира.